Индивидуальный маршрут для ТНР -2023

-1-

1. Целевой раздел
1.1.Общие сведения о детях
ФИО ребенка
____________________________
Дата рождения: 23.09.2016г.
Группа: подготовительная
Сведения о семье: полная, 2 ребенка
По результатам ПМПК выявлены следующие особенности: тяжелые нарушения
речи.
ПМПК рекомендовала обучение по адаптированной образовательной программе для
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Режим пребывания детей в ДОУ: полный день, пятидневная рабочая неделя
Краткая характеристика:
У воспитанников имеются проблемы в усвоении программы МДОУ. Тяжелые
нарушения речи. Нарушено звукопроизношение, слоговая структура слов, грамматический
строй речи. Активный и пассивный словарь бедны. Речь невнятная. Голос тихий.
1.2.Пояснительная записка
Индивидуальный маршрут психолого – педагогического сопровождения
воспитанника, с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) (далее «Маршрут») разработан в
соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования, а также с учетом основных документов и локальных нормативных актов,
регулирующих деятельность педагога-психолога образовательной организации и является
приложением к Адаптированной образовательной программе дошкольного образования
детей с ТНР МДОУ-детский сад «Лесная полянка».
1.3.Актуальность маршрута
Актуальность маршрута заключается в возможности оказания психологопедагогической помощи воспитанникам с обозначенными трудностями в развитии
эмоционально-волевой сферы воспитанника.
1.4.Целевые ориентиры
Цель данного маршрута – создать условия для успешного освоения ребёнком
адаптированной образовательной программы ДОУ, его позитивной социализации,
личностного развития.
1.5.Задачи:
−
коррекция недостатков психического развития детей;
−
создание психологически комфортных условий для развития личности ребенка,
творческого потенциала;
−
ведение профилактики социальной дезадаптации;
-2-

−
формирование продуктивного взаимодействия с окружающими, умение
общаться и посредством общения успешно решать возникшие задачи;
−
развитие умения выражать свои чувства и эмоции;
−
коррекция адекватной оценку своих и чужих действий;
−
развитие навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки;
−
формирование пространственно-временные представления;
−
охрана психического здоровья детей с ТНР, в том числе их эмоционального
благополучия;
−
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления
здоровья детей с ТНР.
2. Содержание программы
В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога,
которые объединены в блоки:
−
Психологическая диагностика;
−
Коррекционно – развивающая работа;
−
Психологическое просвещение и профилактика;
−
Психологическое консультирование.
Каждое из направлений строится с учетом возрастных возможностей ребенка,
ведущего вида деятельности, опирается на игровые технологии и приемы.
Психологическая диагностика.
Включает в себя использование диагностических методик, предназначенных для
выявления
особенностей
психического и
эмоционального развития ребенка,
сформированности определенных психологических новообразований, получение полных
информационных данных об индивидуальных особенностях развития детей.
Выделяются три основных направления диагностической работы:
−
Первичная диагностика – углубленная психологическая диагностика по
изучению познавательных, личностных, эмоциональных особенностей, предваряет
коррекционную работу (октябрь-ноябрь).
−
Динамическая диагностика – отслеживается динамика развития и
эффективность коррекции, осуществляется в ходе проведения коррекционной работы.
−
Итоговая диагностика – проводится по окончании коррекционной работы,
оценивается состояние ребенка на «выходе» (апрель – май).
Участие ребенка в психодиагностике допускается только с согласия его родителей.
Коррекционно-развивающая работа.
Коррекционная и развивающая работа планируется и проводится с учетом специфики
детского коллектива (группы), отдельного ребенка. В коррекционной работе педагогпсихолог опирается на эталоны психического развития, описанные в детской, возрастной и
педагогической психологии. В развивающей работе предусмотрена ориентация на
средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет
подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть, как выше, так
и ниже среднестатистического.
С воспитанником с ТНР проводятся коррекционно-развивающие занятия,
направленные на развитие интеллектуальной, познавательной, эмоциональной,
коммуникативной сфер личности.
В процессе коррекционно-развивающей работы решаются следующие задачи:
1.
В эмоционально-личностной сфере:
−
познакомить ребенка с эмоциями: радостью, горем, гневом, страхом,
удивлением, интересом;
-3-

−
научить: различать эмоции по схематическим изображениям; понимать свои
чувства и чувства других людей и рассказывать об этом; передавать заданное эмоциональное
состояние, используя различные выразительные средства; переключаться с одного
эмоционального состояния в противоположное;
−
преодолевать
психоэмоциональное
напряжение,
научить
приемам
расслабления;
−
формировать способность к осознанию ребенком своих переживаний, их
причин, особенностей проявления
2.
В личностно-поведенческой сфере:
−
способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознать свои
характерные особенности и предпочтения, потребности, интересы, мотивы;
−
формировать адекватную самооценку;
−
вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие
лучшему взаимопониманию в общении, корректировать нежелательные черты характера и
поведения;
−
учить разрешать конфликтные ситуации адекватными способами;
−
создавать условия для проявления самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции собственных действий.
3.
В коммуникативно-личностной сфере:
−
содействовать осознанию норм, ценностей и правил поведения, нежелательных
последствий при их нарушении;
−
развивать навыки социального поведения, чувства принадлежности к группе;
−
развивать
эмоциональную
отзывчивость,
сопереживание,
навыки
доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
−
учить приемам передачи информации в общении;
−
развивать творческие способности и воображение в процессе игрового
общения.
4.
В интеллектуально-личностной сфере:
−
развивать познавательные интересы, способность к интеллектуальному
экспериментированию и творчеству;
−
совершенствовать внимание, память, мышление, восприятие, воображение,
учить рассуждать, делать умозаключения.
Психологическое просвещение и профилактика.
Включает в себя создание условий для повышения психологической компетентности
педагогов, администрации образовательного учреждения и родителей, обеспечение
информацией по психологическим проблемам, повышение уровня психологических знаний и
включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Состоит из трех направлений:
- работа с детьми - формирование навыков самопознания и самоконтроля,
толерантности и навыков бесконфликтного общения, формирования мотивации на здоровый
образ жизни и позитивную жизненную позицию; предупреждение возникновения явлений
дезадаптации воспитанников в образовательном учреждении;
- работа с родителями – проведение родительских собраний в форме круглых столов,
деловых игр, тренингов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и
актуальности рассматриваемых тем; оказание помощи в вопросах обучения, воспитания и
развития; оформление наглядно-информационного материала на стендах и в уголках
психолога;
- работа с педагогами – проведение систематизированного психологического
просвещения педагогов в форме семинаров, практикумов, лекций-бесед и пр., выступления
на МО и педсоветах; профилактику профессионального выгорания; оформление наглядноинформационного материала на стендах и в уголках психолога.
Психологическое консультирование.
-4-

Оказание психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются
родители, воспитатели и администрация образовательного учреждения. Тематика
проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности
педагога-психолога. Включает в себя групповые и индивидуальные консультации, а также
иные формы работы с педагогами образовательного учреждения с целью личностного и
профессионального роста.
Консультации проводятся в течение учебного года по запросам участников
образовательного процесса для решения вопросов:
− консультирование по проблемам трудностей в обучении;
− консультирование по вопросам поведения и развития ребенка;
− консультирование
по
вопросам
особенностей
детско-родительских
взаимоотношений;
− консультирование
по
проблемам
межличностного
взаимодействия
в
образовательном процессе;
− консультирование по проблемам адаптации/дезадаптации детей;
− консультирование по вопросам психологической готовности ребенка к обучению в
школе.
2.2.Продолжительность сопровождения
Маршрут психолого-педагогического сопровождения рассчитан на период с марта
2023 года по май 2023 года. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность
занятия 15-25 минут.

-5-

2.3.Учебно-тематический, календарный план сопровождения воспитанников
*Темы занятий по календарному плану формируются в соответствии с темами календарно-тематического планирования группы
Работа по развитию эмоционально-личностной сферы и коммуникативных навыков
Направления работы

Количество
занятий

Формы работы

Диагностика
уровня Диагностическое
занятие
на
актуального
развития определение
уровня
эмоционально-личностной
эмоционально-волевого развития
сферы

1

Проективные методы диагностики эмоциональной сферы,
методика «Лесенка», методика «Паровозик» и др.

Коррекция самооценки

Назови меня по имени

1

Знаю ли я себя? Автопортрет

1

Психологические игры, арт-терапевтические техники,
релаксационные
упражнения,
беседы,
чтение
художественной литературы

Учимся общаться
общение)

(вербальное

1

(невербальное

1

Коррекция поведенческих реакций
(тревожность,
агрессивность,
гиперактивность)

1

Учимся дружить

1

Коррекция настроения и Мое настроение
эмоционального состояния
Мои эмоции

1

Коррекция поведения

Темы

Пойми
меня
общение)

1

-6-

Психологические игры, арт-терапевтические техники,
релаксационные
упражнения,
беседы,
чтение
художественной литературы

Психологические игры, арт-терапевтические техники,
релаксационные
упражнения,
беседы,
чтение

Знакомство
со
способами
выражения
и
изменения
эмоциональных состояний

1

Работа со страхами

1

Позитивное
эмоциональное
отношение к себе

1

Позитивное
эмоциональное
отношение к близким

1

Позитивное
эмоциональное
отношение к друзьям, и другим
людям

1

Выявление
динамики
в Диагностическое занятие
развитии
эмоциональноличностной сферы

художественной литературы

1

Проективные методы диагностики эмоциональной сферы,
психологические игры

Количеств
о занятий

Формы работы

Диагностика
уровня Диагностическое занятие на выявление
актуального развития уровня
развития
познавательных
познавательных
процессов
процессов

1

- М.М. Семаго, Н.Я. Семаго «Исследование особенностей
познавательной сферы детей дошкольного и младшего
школьного возраста"

Развитие внимания

2

Подборка коррекционно-развивающих игр и упражнений

Работа по развитию познавательных процессов:
Направления работы

Темы

Упражнение на развитие объема
внимания, концентрации, устойчивости,
распределения
-7-

Упражнения на развитие
переключаемости и произвольности
внимания

1

Развитие памяти

Упражнения на развитие
видов памяти (по возрасту)

различных

2

Подборка коррекционно-развивающих игр и упражнений

Развитие мышления

Упражнения на развитие различных
видов мышления (по возрасту)

1

Подборка коррекционно-развивающих игр и упражнений

Развитие восприятия

Зрительное восприятие

1

Подборка коррекционно-развивающих игр и упражнений

Тактильное восприятие

1

Свойства предметов

1

Репродуктивное
воображение
с
элементами творческого (на основе
работы с пластилином, бумагой и др.)

1

«Оживление»
эпизодов
помощью рисунка

с

1

Развитие творческого воображения через
изменение сюжета, конца сказки

1

Сочиняем сказку

1

Восприятие пространства

1

Восприятие времени

1

Развитие воображения

Развитие
пространственновременных
представлений

сказки

Выявление динамики в Диагностическое занятие
развитии

1
-8-

Подборка коррекционно-развивающих игр и упражнений

Подборка коррекционно-развивающих игр и упражнений

М.М. Семаго, Н.Я. Семаго «Исследование особенностей
познавательной сферы детей дошкольного и младшего

познавательных
процессов
№
1

2

3

4

5

6

школьного возраста»

Примерные занятия для индивидуальной коррекционно-развивающей работы педагога-психолога
Тема
Цели и задачи
Наименование форм работы и упражнений
Я и моё имя
Идентификация ребёнка со своим именем.
приветствие «Ласковые имена»;
Формирование позитивного отношения ребёнка к
- сказка «Разноцветные имена»;
своему Я.
- беседа по сказке;
Стимулирование творческого самовыражения.
- задания: «Какое моё имя»,
Я и мои друзья
Расширить и углубить представления о
пальчиковая гимнастика «Дружба»;
доброжелательном отношении к окружающим его
- игры: «Угадай настроение»,
людям.
«Комплименты»;
Раскрыть значимость моральной поддержки друзей.
Воспитывать доброе отношение друг к другу.
Словарик эмоций
Развитие знаний о чувствах радости, грусти, гнева,
- приветствие «Страна Настроений»;
удивления, испуга, спокойствия.
- сказка-задание «Азбука настроений»;
Развитие способности понимать и выражать
- упражнения: «Остров настроений»;
эмоциональное состояние другого человека.
- пальчиковая гимнастика «Прогулка»;
Обогащение и активизация словаря за счёт слов, - игра «Театр Настроения»
обозначающих различные эмоции, чувства,
настроение, их оттенок
Что мы умеем
Развивать внимание, память, мышление,
- игры: «Запоминай-ка»
воображение.
- упражнения: «Найди отличия»,
Развивать мелкую и общую моторику.
Развивать навыки самосознания.
Развитие
Развивать внимание, память, мышление,
- «Найди отличия»
воображения
воображение,
- игры: «Горячо - холодно»; «Болото»,
наглядно-образное и словесно-логическое
- «Что лишнее»
мышление.
- «Запомни фигуры и знаки»
Развитие
Развивать
умения
ориентироваться
в - игра «Веселые картинки» (определять на
пространственномикропространстве, на плоскости (ориентировка на картинках в какой руке и что держит персонаж);
временных
листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве).
- игра «Назови соседей».
представлений
-9-

3.Организационный раздел.
3.1.Требования к условиям реализации маршрута:
1. Требование к специалисту. Работа осуществляется педагогом-психологом.
Специалист должен иметь психологическое образование, уметь преодолевать не только
трудности в процессе обучения детей, но и справляться с поведенческими сложностями
детей.
2. Методический инструментарий необходимый для работы.
Развитие эмоционально-волевой сферы- дидактические игры и материалы по
развитию эмоциональной сферы воспитанника.
Развитие восприятия (сенсорных эталонов)- дидактические игры по развитию
восприятия цвета, формы, величины, слухового восприятия, тактильного восприятия,
восприятия пространства, восприятия времени.
Развитие внимания – дидактические игры по развитию объема внимания,
концентрации внимания, устойчивости внимания.
Развитие памяти- дидактические игры по развитию слуховой памяти, зрительной
памяти.
Развитие мышлениями– дидактические игры по развитию обобщения,
конкретизации, анализа, синтеза, сравнения, систематизации.
Развитие воображения – дидактические игры по развитию репродуктивного
воображения.
Развитие речи – дидактические игры по развитию лексических категорий,
грамматических категорий, артикуляционной моторики, слоговой структуры слова,
оппозиционных звуков и т.д.
Развитие тонкой моторики рук–дидактические игры по развитию мелкой моторики
рук.
3. Требования к помещению. Развивающая предметно-пространственная
образовательная среда кабинета соответствует требованиям ФГОС ДО, санитарноэпидемиологическим требованиям и направлена на развитие индивидуальности ребенка с
учетом его возможностей, уровня активности и интересов, поддерживая формирование его
индивидуальной траектории развития. Она строится на основе принципа соответствия
анатомо-физиологическим особенностям ребенка.
3. Ожидаемые результаты
−
снижение эмоциональной напряженности, снижении индекса тревожности,
агрессивности и др. эмоционально-личностных проблем;
−
снижение риска дезадаптации;
−
коррекция нарушений эмоционально-волевой, коммуникативной сферы;
−
развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала ребенка;
−
повышение уровня познавательных процессов, познавательной активности,
положительной мотивации.

- 10 -

Литература:
1.
Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как
помочь ребенку? – СПб, 2008
2.
Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего
дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам
дошкольных учреждений. – М, 2002
3.
Бабкина Н.В. Развивающие игры с элементами логики. Методическое пособие
для школьных психологов и социальных педагогов. – М, 1998
4.
Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного
возраста. – СПб, 2005
5.
Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. М, 2005
6.
Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду. – М¸2012
7.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие
для педагогов дошкольных учреждений. – М, 2012
8.
Дилео Д. детский рисунок: диагностика и интерпретация. – М, 2002
9.
Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. –
М,1998
10.
Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для психологопедагогического обследования. – М, 2003
11.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для
родителей и педагогов. – Ярославль, 1996
12.
Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. Психологические занятия с дошкольниками.
Цветик-Семицветик. – СПб, 2005
13.
Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для
практических работников дошкольных учреждений. – М, 1999
14.
Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация консультативно-диагностической
деятельности психолога образования. - М, 2004
15.
Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб,2002

- 11 -


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».