Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
-детский сад «Лесная полянка»
Краткая презентация
образовательной программы
дошкольного образовательного
учреждения (ООП-ОП ДО в
соответствии с ФОП)
пгт.Уральский, 2024
Образовательная программа
дошкольного образовательного учреждения –
локальный нормативный акт, определяющий содержание
дошкольного образования в дошкольном образовательном
учреждении
Программа
разработана на основе:
✓ Федеральной образовательной программы дошкольного
образования (далее ФОП ДО),
✓ Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования (далее – ФГОС ДО)
✓ с учетом нормативных правовых актов, содержащих
обязательные требования к условиям организации дошкольного
образования, а также в соответствии с федеральными,
региональными, муниципальными нормативными документами
и локальными нормативными актами
Программа
направлена на выполнение
Указов Президента Российской Федерации:
✓от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года»,
✓от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на
период до 2030 года»,
✓от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской
Федерации»,
✓от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по
сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных
ценностей»
Программа
позволяет реализовать:
1) обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как
гражданина Российской Федерации, формирование основ его
гражданской и культурной идентичности на соответствующем
его возрасту содержании доступными средствами;
2) создание единого ядра содержания дошкольного
образования (далее - ДО), ориентированного на приобщение
детей
к
традиционным
духовно-нравственным
и
социокультурным ценностям российского народа, воспитание
подрастающего поколения как знающего и уважающего
историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
3) создание единого федерального образовательного
пространства воспитания и обучения детей от рождения до
поступления
в
общеобразовательную
организацию,
обеспечивающего ребенку и его
родителям (законным
представителям) равные, качественные условия ДО, вне
зависимости от места проживания.
Цель Программы: разностороннее развитие ребенка в период
дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
на основе духовно-нравственных ценностей российского народа,
исторических и национально-культурных традиций (п.41.1. ФОП ДО).
Задачи разработаны на основе ФГОС ДО (п.1.6. ФГОС ДО), уточнены
и расширены в ФОП ДО.
Новые задачи (п.14.2. ФОП ДО)
- обеспечение единых для РФ содержания ДО и планируемых
результатов освоения образовательной программы ДО;
- приобщение детей к базовым ценностям российского народа - жизнь,
достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,
высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм,
взаимопомощь
и взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений, единство народов
России; создание условий для формирования ценностного отношения к
окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе
осмысления ценностей;
- построение (структурирование) содержания образовательной
деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей
развития.
Программа
состоит из:
обязательная
инвариантная
60%
вариативная часть,
формируемая
участниками
образовательных
отношений
40%
Обеспечивает физическое и психическое
развитие детей в различных видах детской
деятельности.
Структура ООП-ОП ДО МДОУ
Общие положения:
1. Целевой раздел
Содержит:
➢ цели, задачи, принципы ФОП
➢ планируемые результаты
освоения ФОП в разные периоды
детства
➢ подходы к педагогической
диагностике достижения
планируемых результатов
Раскрывают назначение ОП ДО
статус и особенности ОП, содержание разделов
(целевого, содержательного и организационного)
2. Содержательный раздел
Включает:
➢ задачи и содержание
образовательной
деятельности по
образовательным областям
во всех возрастных группах
➢ направления и задачи КРР
➢рабочую программу
воспитания
➢ иные материалы
3. Организационный
раздел
Содержит:
➢ психолого-педагогические,
кадровые условия, МТО
➢ примерный режим дня
➢ примерный перечень
произведений искусства
➢ примерный календарный
план воспитательной работы
ООП-ОП ДО включает:
учебно-методическую
документацию
иные компоненты
-
рабочая программа воспитания,
примерный режим и распорядок дня
дошкольных групп,
календарный план воспитательной
работы.
- планируемые результаты реализации
программы,
- педагогическая диагностика достижения
планируемых результатов.
- задачи и содержание образования (обучения и воспитания) по
образовательным областям,
- вариативные формы, способы, методы реализации Программы,
- особенности образовательной деятельности разных видов и
культурных практик,
- способы и направления поддержки детской инициативы,
- особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
обучающихся.
Направления обучения и воспитания –
образовательные области:
➢«Физическое развитие»
➢«Социально – коммуникативное развитие»
➢«Познавательное развитие»
➢«Речевое развитие»
➢«Художественно – эстетическое развитие»
Образовательная деятельность в ДОУ включает:
образовательную деятельность, осуществляемую в процессе
организации различных видов детской деятельности;
образовательную деятельность, осуществляемую в ходе
режимных процессов;
самостоятельную деятельность детей;
взаимодействие
с
семьями
детей
по
реализации
образовательной программы ДО (п.24.1. ФОП ДО).
К культурным практикам относят игровую,
продуктивную,
познавательно-исследовательскую,
коммуникативную практики, чтение художественной
литературы (п.24.19. ФОП ДО)
материальнотехнические
кадровые
психологопедагогические
финансовые
Условия
реализации
Программы
развивающая
предметно-пространственная среда
Специфика контингента воспитанников ДОУ
❖
❖
❖
Количество воспитанников в ДОУ – 86
Количество групп комбинированной направленности– 2
Количество воспитанников в комбинированных группах –
26 чел.
❖
Количество воспитанников, имеющих тяжелые нарушения
речи – 2 чел.
❖
Количество воспитанников, имеющих задержку
психического развития–
1 чел.
Характеристика взаимодействия ДОУ
с семьями воспитанников
Цели взаимодействия:
✓
✓
✓
✓
✓
✓
Задачи взаимодействия:
✓ Информирование родителей и общественности
относительно целей дошкольного образования,
Обеспечение единства подходов к
общих для всего образовательного пространства
воспитанию и обучению детей в
РФ, о мерах господдержки семьям, имеющим детей
условиях ДОО и семьи; повышение
дошкольного возраста, а также об образовательной
воспитательного потенциала семьи.
программе, реализуемой в ДОО.
Обеспечение психолого-педагогической
поддержки
семьи
и
повышение ✓ Просвещение родителей, повышение их правовой,
психолого-педагогической
компетентности
в
компетентности родителей в вопросах
вопросах охраны и укрепления здоровья, развития
образования, охраны и укрепления
и образования детей.
здоровья детей младенческого, раннего
✓ Создание условий для развития ответственного и
и дошкольного возраста.
осознанного родительства, как базовой основы
благополучия семьи.
✓ Построение
взаимодействия
в
форме
Принципы взаимодействия:
сотрудничества и установления партнерских
отношений с родителями детей раннего и
Приоритет семьи в воспитании, обучении
дошкольного
возраста
для
решения
и развитии ребенка
образовательных задач.
Открытость
✓ Вовлечение родителей в образовательный процесс.
Индивидуально-дифференцированный
подход
Возрастосообразность
Формы работы по взаимодействию с
родителями
➢
Анкетирование
➢
Родительские собрания, конференции, мастер-классы
➢
Управление ДОУ через родительский комитет
➢
Консультирование
➢
Родительские уголки и информационные стенды
➢
Дни открытых дверей
➢
Участие в создании развивающей среды
➢
Участие в педагогическом процессе (открытые просмотры,
проекты, акции, привлечение родителей к подготовке
праздников)
➢
Совместные мероприятия с участием воспитанников,
педагогов, родителей
Программа воспитания
разработана:
• на основе ФОП ДО,
• требований Федерального закона № 304-ФЗ от 31.07.2020 «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»,
• с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года.
Программа отражает интересы и запросы участников
образовательных отношений:
• ребенка, признавая приоритетную роль его личностного развития
на основе возрастных и индивидуальных особенностей, интересов
и потребностей;
• родителей ребенка (законных представителей) и значимых для
ребенка взрослых;
• государства и общества.
Общая цель воспитания в ДОУ - личностное развитие каждого ребенка с
учетом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации
детей на основе традиционных ценностей российского общества, что
предполагает:
- формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях
российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;
- формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и
социокультурному), другим людям, себе;
- становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с
традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами
(п..29.2.1.1 ФОП ДО)
Общие задачи воспитания :
1. содействовать развитию личности , основанному на принятых в обществе
представлениях о добре и зле, должном и недопустимом:
2. способствовать становлению нравственности , основанной на духовных
отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно
своей совести:
3. создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребенка,
его готовности
к творческому самовыражению и саморазвитию,
самовоспитанию
4. осуществлять поддержку позитивной социализации ребенка посредством
проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создание
воспитывающих общностей. (п.29.2.1.2 ФОП ДО).
Направления воспитания:
➢ патриотическое
➢ духовно-нравственное
➢ социальное
➢ познавательное
➢ физическое и оздоровительное
➢ трудовое
➢ эстетическое
Концептуальные положения воспитательной системы ДОУ
✓ формирование общей культуры, духовно-нравственных ценностей, развитие
физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных
качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и
укрепление здоровья воспитанников,
✓ создание комфортных, безопасных условий для всестороннего развития,
воспитания детей, их успешной социализации,
✓ сплочение и консолидация коллектива ДОУ, укрепление социальной
солидарности, повышение доверия личности, к жизни в России, согражданам,
коллегам, обществу, настоящему и будущему малой Родины, Российской
Федерации, на основе базовых ценностей Российского гражданского общества и
развитие у подрастающего поколения навыков позитивной социализации
Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 N 1028
«Об утверждении федеральной образовательной
программы дошкольного образования»
(Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 N
71847)
http://publication.pravo.gov.ru/Document
/View/0001202212280044