Краткая презентация АОП ДО для воспитанников с ЗПР

Краткая презентация адаптированной образовательной программы дошкольного
образования для обучающихся с задержкой психического развития в МДОУдетский сад «Лесная полянка»
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования (далее –
Программа) обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР)
муниципального дошкольного образовательного учреждения-детский сад «Лесная
полянка» (далее – организация) разработана, в соответствии с:
- Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
№ 181-ФЗ;
- Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ № 1022
от 12 ноября 2022 г.);
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования (далее ФГОС ДО) (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 г.) (далее – Стандарт);
- Письмом Министерства образования и науки № 08-249 от 28 февраля 2014г.
«Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
- Письмом Минобрнауки России от 18.04.2008 года № АФ – 150/06 «О создании
условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и
детьми – инвалидами»;
- действующими санитарными правилами и гигиеническими нормативами.
Вместе с тем содержание Программы сформировано в контексте с образовательной
программой дошкольного образования (далее – ООП-ОП ДО), «Программой воспитания и
обучения дошкольников с задержкой психического развития» под редакцией доктора
педагогических наук Л.Б. Баряевой и кандидата педагогических наук Е.А. Логиновой, с
использованием методического пособия С.Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с
задержкой психического развития», «Коррекция нарушений речи» Филичевой Т.Б., 2008.;
Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в
логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим
недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, Нищева Н.В.,2014. Программа определяет содержание и
организацию воспитательно-образовательного процесса для детей с ЗПР, направлена на
создание в группе общеразвивающей направленности для детей с ЗПР специальных
условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные
потребности детей данной категории, посредством индивидуализации и дифференциации
образовательного процесса. Программа рассчитана на детей с ЗПР от 4 до 8 лет
включительно, с комплектацией групп на текущий учебный год, согласно коллегиальным
заключениям территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (далее –
ТПМПК) г. Екатеринбурга.
Цель Программы: обеспечение условий для дошкольного образования,
определяемых общими и особыми потребностями обучающегося дошкольного возраста с
ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Задачи Программы:
• реализация содержания Программы;
• коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ;
• охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в
том числе их эмоционального благополучия;
• обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в

период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка,
социального статуса;
• создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и
творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с педагогическим
работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
• объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил
и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
• формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование
предпосылок учебной деятельности;
• формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и
индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ;
• обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных
представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования,
реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья, обучающихся с ОВЗ;
• обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и
начального общего образования.
Программа сформирована в соответствии с общими дидактическими и
коррекционными принципами и подходами, определёнными ФГОС ДО.
В Программе учитываются специфические географические, климатические,
экологические особенности муниципального образования ГО ЗАТО Уральский,
расположенного в Свердловской области; взяты во внимание и социокультурные
особенности пгт. Уральский.
Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности
детей с ЗПР, воспитывающихся в организации.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений.
В обязательной части Программы определены образовательные задачи и содержание
образовательной деятельности по пяти образовательным областям: физическое, социальнокоммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие.
Описаны формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных
и индивидуальных возможностей воспитанников.
При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития
детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической
диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с
оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего
планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться
исключительно для решения следующих образовательных задач:
− индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции его развития);
− оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей
(выявление и изучение индивидуальных особенностей), которую проводят
квалифицированные специалисты.

Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его
родителей (законных представителей).
Результаты диагностики психологической диагностики могут использоваться для
решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной
коррекции развития детей.
Требования ФГОС ДО к результатам освоения Программы представлены в виде целевых
ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Специфика
дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс
вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные
особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного
образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какойлибо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка
дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обуславливают
необходимость определения результатов освоения Программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры, представленные в Программе:
− не подлежат непосредственной оценке;
− не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и
промежуточного уровня развития детей;
− не являются основанием для их формального сравнения с реальными
достижениями детей;
− не являются основой объективной оценки соответствия установленным
требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
− не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений.
Содержание Программы включает совокупность образовательных областей,
которые обеспечивают социальную ситуацию развития личности ребенка:
− социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и
ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие
общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление
самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие
социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование
уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей
и взрослых в детском саду; формирование позитивных установок к различным видам труда
и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
- познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление
сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных
представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и
отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании,
ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое,
причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о
социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о
планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и
народов мира.

− речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной
диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и
интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой,
детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки
обучения грамоте.
− художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок
ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к
окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование
сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной
творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной
и др.).
− физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах
деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений,
направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма,
развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а
также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений
(ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных
представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление
ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами
(в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек
и др.
Содержательный раздел представляет общее содержание Программы,
обеспечивающий полноценное развитие детей, в который входит описание
образовательной деятельности по профессиональной коррекции детей с ЗПР, особенности
взаимодействия педагогического коллектива с семьей;
Содержание части Программы, формируемой участниками образовательных
отношений, с целью углубления содержания образовательных областей представлено
дополнительными программами, направленными на:
− формирование общих представлений об окружающей природной среде, Таймыра,
позитивного эмоционально-ценностного отношения к истории, жителям региона,
результатам их труда;
− обучение, выявление, формирование и развитие физически талантливых и
одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями; комплектования
спортивного резерва, для участия в соревнованиях муниципального уровня;
− формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного
движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.
Вариативная часть Программы учитывает образовательные потребности, интересы
и мотивы детей, членов их семьи и педагогов.

Программа подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания и
необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями
воспитанников. Основные направления и формы работы с семьями воспитанников:
− вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс;
− оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей,
охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных
способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».