Краткая презентация АОП для воспитанников с ТНР

Краткая презентация адаптированной образовательной программы
дошкольного образования для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи
Адаптированная образовательная Программа МДОУ-детский сад «Лесная полянка»
разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по
дошкольному образованию:
1.
Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г №1155 «Об утверждении
федерального образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО).
2.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
3.
Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждёнными
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 27 октября
2020 г. №32 в силу вступил СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации общественного питания населения»;
4.
Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательная программа дошкольного
образования»;
5.
Уставом Муниципального дошкольного образовательного учреждениядетский сад «Лесная полянка» от 02 декабря 2021 г.
6.
Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФАП ДО)
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1022 «Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
7.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена
приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в
Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847).
Адаптированная образовательная программа ориентирована на воспитанников ДОУ,
посещающих группы общеразвивающей/комбинированной направленности для
воспитанников с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет. Программа реализуется в
группах, укомплектованных по возрастному принципу.
Задачи и содержание образования (обучения и воспитания) по образовательным
областям соответствуют содержанию ФАОП ДО.
Социально-коммуникативное развитие – п.32.1 Познавательное развитие – п. 32.2
Речевое развитие – п.32.3
Художественно-эстетическое развитие – п.32.4
Физическое развитие – п.32.5
Ссылка на ФАОП ДО - https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей
воспитанников с ТНР в различных видах деятельности и охватывает следующие

структурные единицы, представляющие определенные направления развития и
образования воспитанников (далее - образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников, определяется целями и задачами Программы и реализуется в
различных видах деятельности:
Для воспитанников дошкольного возраста (3 - 7 лет) - игровая деятельность
(сюжетно-ролевая,
театрализованная,
режиссерская,
строительно-конструктивная,
дидактическая, подвижная и другое); общение со взрослым (ситуативно-деловое,
внеситуативно-познавательное, внеситуативно- личностное) и сверстниками (ситуативноделовое, внеситуативно-деловое); речевая (слушание речи взрослого и сверстников,
активная диалогическая и монологическая речь); познавательно- исследовательская
деятельность и экспериментирование; изобразительная деятельность (рисование, лепка,
аппликация) и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу
воспитанника; двигательная (основные виды движений, общеразвивающие и спортивные
упражнения, подвижные и элементы спортивных игр и другое); элементарная трудовая
деятельность (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной
труд); музыкальная (слушание и понимание музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах).
Объем обязательной части Программы соответствует федеральной программе и
составляет не менее 60% от общего объема Программы; часть, формируемой участниками
образовательных отношений, не более 40%. Содержание и планируемые результаты
Программы не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов
федеральной программы.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены
выбранные и разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений
Программы, направленные на развитие воспитанников в одной или нескольких
образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках (далее парциальные
образовательные
программы),
методики,
формы
организации
образовательной работы.
Одним из непременных условий воспитания воспитанника в детском саду
является взаимодействие с семьями воспитанников. Взаимодействие с родителями мы
рассматриваем как социальное партнерство, что позволяет добиваться результатов в
воспитании и обучении воспитанников, подготовке к обучению в школе.
Главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с семьями
воспитанников являются:
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и
укрепления здоровья воспитанников раннего и дошкольного возраста;
обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению воспитанников в
условиях ДОУ и семьи; повышение воспитательного потенциала.
Достижение этих целей осуществляется через решение основных задач:

- информирование родителей (законных представителей) и общественности
относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской
Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим воспитанников дошкольного
возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОУ; просвещение
родителей (законных представителей), повышение их правовой, психолого-педагогической
компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования
воспитанников;
- способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой
основы благополучия семьи;
- построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских
отношений с родителями (законными представителями) воспитанников младенческого,
раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач;
- вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
Построение взаимодействия с родителями (законными представителями)
придерживается следующих принципов:
- приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребёнка: в соответствии с Законом об
образовании у родителей (законных представителей) воспитанников не только есть
преимущественное право на обучение и воспитание воспитанников, но именно они обязаны
заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности
ребёнка;
- открытость: для родителей (законных представителей) должна быть доступна
актуальная информация об особенностях пребывания ребёнка в группе; каждому из
родителей (законных представителей) должен быть предоставлен свободный доступ в ДОУ;
между педагогами и родителями (законными представителями) необходим обмен
информацией об особенностях развития ребёнка в ДОУ и семье;
- взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов
и родителей (законных представителей): при взаимодействии педагогу необходимо
придерживаться этики и культурных правил общения, проявлять позитивный настрой на
общение и сотрудничество с родителями (законными представителями); важно этично и
разумно использовать полученную информацию как со стороны педагогов, так и со стороны
родителей (законных представителей) в интересах воспитанников;
- индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье: при взаимодействии
необходимо учитывать особенности семейного воспитания, потребности родителей
(законных представителей) в отношении образования ребёнка, отношение к педагогу и ДОУ,
проводимым
мероприятиям;
возможности
включения
родителей
(законных
представителей) в совместное решение образовательных задач;
- возрастосообразность: при планировании и осуществлении взаимодействия
необходимо учитывать особенности и характер отношений ребёнка с родителями
(законными представителями), прежде всего, с матерью (преимущественно для
воспитанников младенческого и раннего возраста), обусловленные возрастными
особенностями развития воспитанников.
Программа коррекционной работы обеспечивает:
- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР,
обусловленных недостатками в их психофизическом и речевом развитии;
- осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической
помощи обучающимся с ТНР с учетом их психофизического, речевого развития,

индивидуальных возможностей и в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии;
- возможность освоения детьми с ТНР адаптированной основной образовательной
программы дошкольного образования.
Задачи программы:
• определение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР,
обусловленных уровнем их речевого развития и степенью выраженности нарушения;
• коррекция речевых нарушений на основе координации педагогических,
психологических и медицинских средств воздействия;
• оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ТНР
консультативной и методической помощи по особенностям развития обучающихся с ТНР и
направлениям коррекционного воздействия.
Программа коррекционной работы предусматривает:
- проведение индивидуальной и подгрупповой логопедической работы,
обеспечивающей удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с
ТНР с целью преодоления неречевых и речевых расстройств;
- достижение уровня речевого развития, оптимального для ребёнка, и
обеспечивающего возможность использования освоенных умений и навыков в разных
видах детской деятельности и в различных коммуникативных ситуациях;
- обеспечение коррекционной направленности при реализации содержания
образовательных областей и воспитательных мероприятий;
психолого-педагогическое сопровождение семьи (законных представителей) с
целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с детьми;
организацию партнерских отношений с родителям (законным представителям).
Взаимодополнение содержания АОП ДО происходит за счет использования
образовательной программы «СамоЦвет» О.В. Толстиковой, О.А. Трофимовой Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019.
Часть программы, формируемой участниками образовательных отношений,
учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы воспитанников МДОУдетский сад «Лесная полянка», членов их семей и педагогов.
Программа ориентирована на:
• учет образовательных потребностей, интересов и мотивов воспитанников, членов их
семей и педагогов;
• специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических
условий, в
которых осуществляется образовательный процесс;
• выбор парциальных программ и форм организации работы с детьми, которые в
наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам воспитанников,
возможностям
педагогического коллектива ДОУ;
• поддержку интересов педагогических работников, реализация которых
соответствует
целям и задачам АОП ДО;
• сложившиеся традиции детского сада.
Рабочая программа воспитания.

Рабочая программа воспитания, разработана на основе требований Федерального
закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Структура Программы разработана в соответствии с ФОП ДО.
Работа по воспитанию, формированию и развитию личности обучающихся с ОВЗ в
ДОО предполагает преемственность по отношению к достижению воспитательных целей
начального общего образования (далее - НОО).
Рабочая программа воспитания основана на воплощении национального
воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное
(идеальное) представление о человеке.
В основе процесса воспитания обучающихся в ДОО лежат конституционные и
национальные ценности российского общества.
Целевые ориентиры следует рассматривать как возрастные характеристики
возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника
Организации и с базовыми духовно-нравственными ценностями. Планируемые результаты
определяют направления рабочей программы воспитания.
С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок, в
рабочей программе воспитания отражены взаимодействие участников образовательных
отношений (далее - ОО) со всеми субъектами образовательных отношений.
Для того чтобы эти ценности осваивались ребёнком, они должны найти свое
отражение в основных направлениях воспитательной работы Организации.
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления
воспитания.
Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального
направления воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления
воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления
воспитания.
Организация в части, формируемой участниками образовательных отношений,
дополняет приоритетные направления воспитания с учетом реализуемой основной
образовательной программы, региональной и муниципальной спецификой.
Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство ДОО с
другими учреждениями образования и культуры (музеи, театры, библиотеки, и другое), в
том числе системой дополнительного образования детей.
Особенности реализации воспитательного процесса.
В МДОУ-детский сад «Лесная полянка» образовательный процесс осуществляется в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №
1155 (далее – ФГОС ДО). В связи с этим обучение и воспитание объединяются в целостный
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в
обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Основной
целью педагогической работы МДОУ является формирования общей культуры личности
детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,

самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной
деятельности.
В организационном разделе Программы определены психологопедагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка.
Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических
условий, обеспечивающих образование ребенка с ТНР в соответствии с его особыми
образовательными потребностями.
1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее
создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку с ТНР предоставляется возможность
выбора деятельности, партнера, средств и
жизненных навыков; учитываются
обусловленные структурой нарушенного речеязыкового развития особенности
деятельности (в том числе речевой), средств ее реализации, ограниченный объем личного
опыта.
2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской
успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка с ТНР,
стимулирование самооценки.
3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка с ТНР, с учетом
необходимости развития вербальных и невербальных компонентов развития ребенка с ТНР
в разных видах игры.
4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому,
социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому
развитию ребенка с ТНР и сохранению его индивидуальности.
5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и
продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть
деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской,
творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм
активности с учетом особенностей развития и образовательных потребностей ребенка с
ТНР.
6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка
дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Реализуемые в ДОУ программы обеспечивают образовательный минимум содержания
дошкольного образования, определенный временными (примерными) требованиями к
содержанию и методам воспитания и обучения (Приложение к приказу Минобразования РФ
от 22.08.1996 № 448)
В ДОУ есть дети с ОВЗ, имеющие заключение ПМПк, поэтому планом предусмотрена
коррекционная работа. Занятия по коррекции нарушения речи детей проводятся по АОП ОУ,
разработанной с учетом «Образовательной программы дошкольного образования для детей
с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» / автор Н.В.
Нищева.
Программа реализуется учителем-логопедом, педагогом-психологом, музыкальным
руководителем, инструктором по физической культуре и воспитателями дошкольного
учреждения. В рамках данной программы работа с дошкольниками проводится как
индивидуально, так и со всей группой. Учителем–логопедом Программа реализуется с
детьми старшего дошкольного возраста в рамках логопункта.

В календарный план воспитательной работы включены мероприятия по
основным направлениям развития воспитания. План определяет перечень событий, которые
являются основой для проведения воспитательных мероприятий с детьми.
Все мероприятия проводиться с учетом особенностей Федеральной программы, а
также возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей обучающихся.
Перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат в
календарном плане воспитательной работы Организации дополняется и актуализируется
ежегодно в соответствии с памятными датами, юбилеями общероссийского, регионального,
местного значения, памятными датами Организации.
Программа не предусматривает жесткого регламентирования образовательного
процесса и календарного планирования образовательной деятельности, оставляя педагогам
Организации пространство для гибкого планирования их деятельности, исходя из
особенностей
реализуемой
основной
образовательной
программы,
условий
образовательной деятельности, потребностей, возможностей и готовностей, интересов и
инициатив воспитанников и их семей, педагогов и других сотрудников Организации.
Планирование деятельности педагогов опирается на результаты педагогической
оценки индивидуального развития детей и направлено на создание психологопедагогических условий для развития каждого ребенка, в том числе, на формирование
развивающей предметно-пространственной среды. Планирование деятельности
Организации направлено на совершенствование деятельности и учитывает результаты как
внутренней, так и внешней оценки качества реализации программы Организации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».