Введение.
Рабочая программа является приложение к адаптированной
образовательной программе Муниципального дошкольного образовательного
учреждения - детский сад «Лесная полянка» для воспитанника средней
группы с расстройствами аутистического спектра с учетом психофизических
особенностей обучающегося с ЗПР.
Рабочая программа воспитателей с воспитанником средней группы
разработана на основе следующих документов:
• Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от
07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
• Нормативно-методические
документы Минобрнауки Российской
Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;
• Адаптированная
образовательная
программа
Муниципального
дошкольного образовательного учреждения-детский сад «Лесная полянка».
При разработке программы учитывались индивидуальные особенности
развития воспитанника средней группы для воспитанника с расстройствами
аутистического спектра с учетом психофизических особенностей
обучающегося с ЗПР, (далее – ЗПР с РАС). Рабочая программа педагога
(далее - РПП) для воспитанника с расстройствами аутистического спектра с
учетом психофизических особенностей обучающегося с ЗПР (далее – ЗПР с
РАС) нацелена на создание условий для всестороннего развития ребенка с
особенными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в целях обогащения его
социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Срок реализации программы: один год.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи Программы
Целью РПП является проектирование социальных ситуаций развития
ребенка с расстройствами аутистического спектра, развивающей предметнопространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию,
мотивацию и поддержку индивидуальности через общение, игру,
познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности
на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Цель РПП достигается путем решения следующих задач в соответствии
с ФГОС ДО:
– охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с
РАС, в том числе их эмоционального благополучия;
– обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования,
реализуемых в основные образовательные программы дошкольного и
начального общего образования;
– создания благоприятных условий развития детей с РАС в соответствии
с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,
развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как
субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
– объединения обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества;
– формирования общей культуры личности детей с РАС, в том числе
ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок
учебной деятельности;
– обеспечения вариативности и разнообразия содержания программ и
организационных форм дошкольного образования с учетом образовательных
потребностей, способностей и состояния здоровья детей с РАС;
– формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей
с РАС;
– разработка и реализация адаптированной образовательной АОП для
ребенка с РАС;
– обеспечение коррекции нарушений развития детей с РАС, оказание им
квалифицированной психолого-педагогической помощи в освоении
содержания образования;
– обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи ребенка с
РАС, повышения компетентности родителей (законных представителей) в
вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Количество индивидуальных занятий воспитателей определены
протоколом ППк 2 раза в неделю не более 20 минут. Содержание занятий
предполагает интеграцию образовательных областей: познавательное
развитие (окружающий мир); познавательное развитие (ФЭМП), речевое
развитие; художественно-эстетическое развитие (лепка, рисование,
аппликация); социально-коммуникативное развитие; физическое развитие
(мелкая моторика рук), игровая деятельность (дидактические игры, сюжетноролевая игра).
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
В соответствии со ФГОС ДО РПП базируется на следующих принципах:
1) Общие принципы и подходы к формированию РПП:
Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и
самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.
Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия
взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных
работников Организации) и детей, уважение личности ребенка.
Дифференцированный подход к построению АООП для детей, учет их
особых образовательных потребностей, которые проявляются в
неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это
обусловливает необходимость создания разных вариантов образовательной
программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана.
Реализация АООП в формах, специфических для детей данной возрастной
группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской
деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей
художественно-эстетическое развитие ребенка.
2) Специфические принципы и подходы к формированию РПП:
Принцип учета возрастно-психологических, индивидуальных особенностей и
личных интересов ребенка с РАС обеспечивает условия для максимального
развития ребенка и предоставляет ему возможность социализироваться и
адаптироваться в обществе. Педагог должен уметь устанавливать контакт с
ребенком через предметы, к которым он проявляет интерес (определенная
книга, кусок ткани, блестящие фигурки, вода, песок и т.д.). Это дает
возможность включать ребенка в элементарную совместную деятельность и
взаимодействие с другими детьми.
Принцип системности коррекционных, воспитательных и развивающих
задач обеспечивает стимулирование и обогащение содержания развития
ребенка при моделировании реальных жизненных ситуаций.
Принцип
комплексности
методов
коррекционного
воздействия
подчеркивает необходимость использования всего многообразия методов,
техник и приемов из арсенала коррекционной педагогики и специальной
психологии при реализации РПП для детей с РАС.
Принцип усложнения программного материала позволяет реализовывать
РПП на оптимальном для ребенка с РАС уровне трудности. Это
поддерживает интерес ребенка и дает возможность ему испытать радость
преодоления трудностей.
Учет объема, степени разнообразия, эмоциональной сложности материала
обеспечивает постепенное увеличение объема программного материала и его
разнообразие.
Принцип сочетания различных видов обучения: объяснительноиллюстративного,
программированного
и
проблемного
обучения
способствует развитию самостоятельности, активности и инициативности
ребенка.
Принцип
интеграции
образовательных
областей.
Каждая
из
образовательных областей, выделенных в образовательной программе
(физическое развитие, социально коммуникативное развитие, речевое
развитие, познавательное развитие, художественно эстетическое развитие),
осваивается при интеграции с другими областями.
Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения
ребенка к участию в реализации РПП. Система отношений ребенка с РАС с
близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и
общения, формы совместной деятельности, способы ее осуществления
являются важной составляющей в ситуации развития ребенка. Поэтому,
приступая к разработке РПП, следует учитывать, что ее реализация будет
значительно эффективней при участии в ее реализации ближайшего
социального окружения ребенка.
Целевые ориентиры воспитанника с ЗПР с РАС.
В результате индивидуального педагогического воздействия должны быть:
- обеспечены равные возможности для полноценного развития воспитанника;
- раскрыты потенциальные возможности воспитанника через осуществление
индивидуального и дифференцированного подхода в организации всех форм
образовательной деятельности и формирования уровня готовности к школе;
- реализована преемственность содержания общеобразовательных программ
дошкольного и начального общего образования для детей с ЗПР с РАС;
- обеспечена психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
познавательного развития (окружающий мир, ФЭМП), речевого развития,
художественно-эстетического
развития,
социально-коммуникативного
развития, физического развития (развитие мелкой моторики), игровой
деятельности (физкультминутка, дидактические игры, упражнения).
1.2. Часть, формируемая участниками образовательного процесса
1.2.1. Индивидуальные особенности ребенка с РАС,
воспитывающегося в группе общеразвивающей направленности.
Группу общеразвивающей направленности (дети 4-5 лет) посещают 25
детей, из них: 1 воспитанник проходит обучение по адаптированной
образовательной программе для детей с РАС.
Дата
Заболевание Группа Статус
рождения
здоровья
08
III
Программа
Адаптированная
образовательная
программа для
детей с РАС
Режим
пребывания
в ДОУ
12 часов
Ребенок с РАС посещает МДОУ с 17.09.2019 г. Семья не полная.
Образование мамы – высшее. Уровень жизни - удовлетворительный. Мама
малоактивно принимает участие в жизни группы и детского сада. В семье 1
ребенок.
1.2. Планируемые результаты
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и
системные особенности дошкольного образования делают неправомерными
требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных
достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде
целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой
возрастные характеристики возможных достижений ребенка с РАС к концу
дошкольного образования.
Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на
достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые
описаны как основные характеристики развития ребенка с РАС. Они
представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на
разных возрастных этапах дошкольного детства.
В соответствии с особенностями психофизического развития ребенка с
РАС, планируемые результаты освоения Программы предусмотрены в ряде
целевых ориентиров.
При планировании результатов освоения РПП детьми с РАС следует
учитывать индивидуальные особенности развития конкретного ребенка и
особенности его взаимодействия с окружающей средой.
1.2.1. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы
Проявления РАС у ребенка становятся очевидными ближе к двум-трем
годам. В этом возрасте, как правило, можно определить наличие РАС
достаточно уверенно. Многие родители не замечают особенностей
эмоционального развития ребенка – он может не откликаться на свое имя, не
пытаться разделить эмоции с близкими людьми и др. Поэтому, именно
раннее выявление детей с РАС является основой эффективной коррекции и
социализации.
При реализации РПП для ребенка с РАС, получающего образование,
несопоставимое по итоговым достижениям с образованием сверстников, не
имеющих ограничения здоровья, следует учесть, что степень достижения
перечисленных ориентиров будет зависеть как от особенностей
коммуникации ребенка с окружающим миром, так и от выраженности
интеллектуальных нарушений.
Необходимо обратить внимание на то, как ребенок с РАС:
владеет альтернативными способами коммуникации (при
необходимости);
–
реагирует на собственное имя, узнает себя в зеркале, на
фотографии;
–
уходит, подходит и садится по речевому требованию взрослого;
–
фиксирует взгляд на понравившемся предмете; показывает
понравившейся предмет;
–
выражает доступным для себя способом свои основные
потребности и желания (в том числе – при помощи навыков альтернативной
коммуникации);
–
принимает помощь взрослого; допускает физический контакт во
время игры со взрослым; удерживает зрительный контакт в течение
короткого времени;
–
положительно реагирует на взрослого во время простой
контактной игры;
–
проявляет попытки подражать простым движениям взрослого,
вызывающим стук, хлопкам в ладоши и др.;
–
имитирует некоторые звуки, звукокомплексы, соединяет звуки в
простые восклицания и слова;
–
берет в руки небольшие предметы (игрушки, шнурки, тряпочки),
целенаправленно складывает предметы один на другой (коробки, кубики),
опускает один в другой (шарики в коробки), садится без помощи взрослого;
–
находит спрятанную под платком игрушку, может поднять
упавший предмет, реагирует на сигнальный шум (колокольчик).
При реализации РПП для ребенка с РАС, получающего образование,
сопоставимое по конечным достижениям с образованием сверстников, не
имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные
сроки, педагоги должны обращать внимание на то, как ребенок с РАС:
–
владеет альтернативными способами коммуникации (при
необходимости);
–
здоровается и прощается, называет собственное имя, говорит о
себе «я», знает и называет имена (показывает) членов семьи, использует
коммуникативный альбом, индивидуальное визуальное расписание;
–
адекватно ведет себя в привычных и знакомых ситуациях (при
необходимости – с помощью карточек, визуализирующих правила
поведения);
–
использует доступные для него способы общения (в том числе
жесты, знаки или другие средства альтернативной коммуникации), сообщает
о своем желании (доступным способом);
–
выполняет
элементарные
поручения
взрослого
(при
необходимости с визуальной опорой на последовательность карточек с
изображением действий), подражает некоторым действиям взрослого с
предметами обихода, проявляет симпатию к посторонним;
–
ждет, пока подойдет его очередь (при необходимости с
визуальной поддержкой карточкой с изображением символа сигнала
ожидания);
–
проявляет интерес к другим детям, может находиться (и иногда
играть) рядом с ними;
–
подражает движениям артикуляционного аппарата взрослого,
выполняет упражнения для пальцев рук (нанизывает бусы, прикрепляет
–
прищепки, повторяет игры на сопровождение речи движением), подражает
некоторым голосам животных, шумам окружающего мира (машина, самолет
и др.);
–
подбирает предметы, владеет простой сортировкой предметов,
выбирает предметы, относящиеся к одной категории, соотносит основные
цвета и формы, понимает названия предметов обихода;
–
владеет элементарными навыками самообслуживания (туалет,
прием пищи и др.);
–
при наличии речи использует слова, обозначающие знакомые
ему предметы обихода и действия, выражает желания одним словом,
отвечает на вопросы («да», «нет»), описывает картинку простыми
предложениями (при отсутствии речи – использует жесты, знаки или другие
средства альтернативной коммуникации);
–
может (пытается) стоять на одной ноге, стоять на носочках,
ударять по мячу ногой, выполнять элементарные гимнастические
упражнения.
На этапе завершения дошкольного образования специалисты, работающие с
ребенком с РАС, получающим образование, полностью соответствующее по
итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию
сверстников, не имеющих ограничений по здоровью и в те же сроки, должны
стремиться к тому, чтобы ребенок мог:
–
владеть альтернативными способами коммуникации (при
необходимости);
–
замечать других детей, проявлять к ним интерес, принимать
участие в совместной деятельности, некоторых общих играх;
–
здороваться и прощаться, благодарить доступным способом;
–
ждать своей очереди, откладывать на некоторое время
выполнение собственного желания;
–
адекватно вести себя в знакомой и незнакомой ситуации;
–
сообщать о своих желаниях доступным способом;
–
не проявлять агрессии, не шуметь или прекратить подобное
поведение по просьбе взрослого;
–
выражать свои чувства – радость, удивление, страх, гнев,
жалость, сочувствие – в соответствии с жизненной ситуацией в социально
приемлемых границах;
–
устанавливать элементарную связь между выраженным
эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей его, отражая это в речи
или в другом способе
(карточка, фотография, символ и т.д.);
–
замечать
изменения
настроения
близкого
взрослого
или
сверстника;
обращаться к сверстникам с просьбой и предложениями о
совместной деятельности (при необходимости – с помощью взрослого);
–
владеть элементарными способами решения конфликтных
ситуаций (уступить, извиниться, попробовать договориться и др.);
–
вступать в отношения с взрослым человеком как носителем
правил, опираться на его авторитет при освоении материала и регуляции
собственного поведения, может к нему обратиться c вопросом и просьбой,
привлечь внимание адекватными способами, когда это необходимо;
регулировать свое поведение в соответствии с просьбами взрослого;
–
уметь действовать по правилам (при необходимости - с помощью
визуальной опоры), произвольно начинать и заканчивать повторяющиеся
действия (при необходимости – с помощью сигнала);
–
проявлять интерес к занятиям, выполнять инструкции взрослого
(при необходимости – с использованием визуальной поддержки), слушать,
когда взрослый начинает говорить, реагировать на замечания и похвалу
социально приемлемыми способами;
–
использовать речь или другие методы коммуникации для ответа
на вопрос, выбора общих свойств предметов, материалов, отличий;
составлять предложения и короткие рассказы (умеет использовать схемы);
поддерживать элементарный диалог в знакомых социальных ситуациях;
–
владеть основными навыками самообслуживания;
–
контролировать
равновесие,
силу
прыжка,
гибкость,
координацию движений, участвовать в спортивных играх с элементарными
правилами;
–
уметь обращаться с бумагой и письменными принадлежностями;
–
проявлять элементарную оценку своих поступков и действий;
–
переносить некоторые приобретенные навыки в другую
ситуацию.
–
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание Индивидуальной учебной программы (ИУП)
2.1.1. Примерная структура индивидуального занятия
Первая часть занятия: Познавательное или речевое развитие
В этой части занятия предполагается формирование кругозора воспитанника
об окружающем мире посредством дидактических игр и упражнений.
Активизация психических процессов восприятия, внимания, памяти.
Активизация речевой деятельности. Формирование фонематического слуха
Вторая часть занятия: В этой части занятия предполагается снятия
эмоционального и мышечного напряжения, посредством подвижных,
пальчиковых игр, физкультминуток и динамических пауз.
Третья часть занятия: Продуктивная деятельность.
В этой части занятия предполагается развитие способностей воспитанника в
продуктивной деятельности (лепка, рисование, аппликация, ручной труд),
развитие мелкой моторики посредством дидактических игр, упражнений.
1. Дидактическая игра (познавательное развитие, речевое, социальнокоммуникативное)
2. Физкультминутка (физическое развитие, речевое);
3. Дидактическая игра (продуктивная деятельность: художественноэстетическое развитие, сенсорное развитие).
Основная форма занятий – индивидуальные. Продолжительность
каждого занятия от 10 до 20 минут, в зависимости от состояния ребенка.
В процессе занятия педагог обязательно следит за самочувствием
ребенка и учитывает его эмоциональное состояние, может полностью
изменить составленный план занятия в силу неприемлемости ребенком на
данный момент предлагаемых заданий, несмотря на то, что ранее они
вызывали у него интерес.
Содержание
рабочей
программы
отражает
направления
образовательной помощи по основным сферам развития ребенка
дошкольного возраста:
1. Социально-коммуникативное;
2. Познавательное развитие.
3. Речевое развитие.
4.Художественно-эстетическое развитие.
5. Физическое развитие.
Занятия в традиционной форме РП не представлены. Так как
занятия имеют гибкую структуру. Задания меняются в зависимости от
доминирующих интересов ребенка.
1. Социально-коммуникативное развитие
Задачи:
• формировать произвольную, волевую регуляцию поведения;
• формировать понимание ласкового обращения и развитие ответных
позитивных реакций ребенка — улыбки, ответного взгляда и др.;
• формировать у ребенка представление о себе: узнавать свое имя и
откликаться на него (движениями, жестами, поворотом головы,
вербально);
• формировать потребность зрительного контакта «глаза в глаза» при
общении;
• формировать навык преодоления аффективных состояний;
• развивать эмоциональную сферу посредством стимуляции
ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, осязательных,
обонятельных и вкусовых);
• развивать положительные эмоциональные отклики на социальные
контакты: получение радости от физического взаимодействия
(поглаживания, прикосновения), удовлетворение от игры и нежных,
успокаивающих слов взрослого;
• развивать высшие психические функции и познавательные процессы:
внимание, восприятие, мышление, память, произвольное поведение;
• развивать мелкую моторику рук: уметь попросить предмет,
протягивая руку и выполнять хватательный жест (раскрывая и
закрывая ладонь), продолжать довольно длительное время играть с
ребенком в тайник (прятать лицо ладонями);
• развивать мимику лица, позы и жесты тела;
• обучать ребенка адекватно воспринимать и обследовать живые и
неживые предметы окружающего пространства;
• корректировать «полевое» поведение ребенка (бесцельное
блуждание по комнате, посредством введения его в деятельность
простых манипуляций с сенсорным игровым материалом).
1.
Игры на идентификацию (нахождение такого же) содержат
разнообразные картинки с изображением знакомых предметов. К
ним относятся лото, где ребенок подбирает абсолютно
одинаковые пары.
Соотнесение реального предмета с изображенным на рисунке.
2.
Игры направленные на выделение части и целого (разрезные
картинки из 4-6 частей, кубики, игры-головоломки «Магический
квадрат», «Танграм», «Колумбово яйцо», «Блоки Дьенеша»)
3.
Игры на классификацию. Что какого цвета?», «Подбери по форме»,
«Большие и маленькие». «Волшебная машина». Собирание форм в
единую композицию на магнитном полотне: по форме, цвету,
величине.
4.
Игры на развитие двигательных навыков, мелкой моторики рук.
завязывать шнурки и застегивать пуговицы, Пальчиковые игры:
кулачки, лапки и т.п. Выкладывать фигуры из палочек,
открывать и закрывать, раскручивать и закручивать крышки
коробок, банок, бутылок, отстегивать и пристегивать прищепки,
нанизывать бусины.
5.
Обучение пониманию речевых инструкций (заданий, требований) и
выполнение их с помощью двух взрослых (один называет
действие, другой помогает ребенку его выполнить).
6.
7.
Игры на формирование знаний частей тела.
Игры
на
сериацию.
Учить
выстраивать
предметы
в
определенной последовательности, большой, средний, маленький,
снова большой - «Какой теперь?». Освоение сериации в
образной форме способствует проигрывание сказок настольного
плоскостного театра «Репка», «Колобок»,
где персонажи
выстраиваются согласно сюжету
в
определенной
последовательности друг за другом.- «Кто теперь?»
Сенсорные игры.
8.
Планируемые результаты: начинает осознавать ощущения, которые
поступают от его мышц, сухожилий и т. д. и многочисленные повторения
которых образуют его телесные ощущения. Отличает себя от других
объектов. Обнаруживает избирательность, быстротечность эмоций,
сопровождающуюся различными манипуляциями.
2.Познавательное развитие
Задачи:
•
формировать дошкольные знания и представления;
•
формировать трудовые умения и навыки.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Формирование у ребенка представлений о себе: узнавать свое
имя и откликаться на него (движениями, жестами, поворотом
головы, вербально).
Побуждение ребенка смотреть на лицо взрослого, позвавшего
его.
Формирование у ребенка представления о собственном теле.
Бросание шариков или других мелких предметов в сосуд с узким
горлышком.
Перекладывание предметов из одной коробки в другую.
Открывание и закрывание коробок, деревянных яиц, матрешек.
Нанизывание шаров на шнур («бусы»).
Действия с предметами разного цвета, формы, величины.
Выбор по образцу и инструкции (например работа с домашними
животными, картинки лежат на столе по 6 штук) «Дай кошку» и
.т.д.
Выбор предметов, игрушек по картинке.
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Группировка различных парных предметов по величине.
Собирание вкладных кубов.
Складывание матрешки, осмысленное соотнесение ее частей.
Нанизывание колец маленькой пирамиды на стержень, подбирая
их строго по убывающей величине (пирамида из 5 колец)
Складывание простейших фигур из счетных палочек по показу и
по образцу.
Складывание разрезных картинок из 2-х и 3-х разрезанных по
вертикали или горизонтали.
Учить узнавать круг. Рисование фигуры – круг на листе бумаги
при помощи трафарета. Штриховка круга в заданном
направлении.
Учить проводить в разных направлениях прямые линии:
наклонные, короткие (ленточки, длинные дорожки), пересекать
их (забор, лесенка).
Складывание разрезных картинок из 3-х- 4х частей, разрезанных
по вертикали или горизонтали.
Планируемые результаты: ребенок группирует предметы по цвету и
по форме; складывает разрезные картинки из 4-х частей; собирает пазлы с
помощью взрослого и ребенка; выкладывает чередующийся ряд. Знает
основные цвета, геометрические фигуры; имеет представление об основных
понятиях и закономерностях окружающего мира (дикие и домашние
животные, одежда, фрукты, овощи, смена времен года и пр.)
3.Речевое развитие
Задачи:
•
формировать способность к подражанию движений и звуков;
•
формировать способность к зрительному контакту во время
общения;
•
развивать слуховое внимание;
•
развивать артикуляционный аппарат;
•
развивать фонематический слух;
•
развивать дыхание (отработка воздушной струи);
•
развивать мелкую моторику;
•
развивать невербальные проявления ребенка как попытки вступать в
контакт с окружающими людьми (использование простых жестов и
т.п.);
•
расширять словарный запас;
1
2
3
4
5
6
7
8
Поглаживание и легкое пощипывание щек для активизации
мимической мускулатуры, выполнение простой артикуляционной
гимнастики с помощью взрослого: улыбнуться, вытянуть губы
трубочкой.
Обучение играм, направленным на тренировку правильного
выдувания воздуха (отработка силы воздушной струи).
Обучение подражанию разным звукам и шумам, вызванным
простыми движениями рук и губ взрослого, обучение имитации
забавных звуков
(буль- булъ, хлоп-хлоп).
Повторение действий взрослого со звуками и предметами во время
занятий и игр.
Обучение пониманию речевых инструкций (заданий, требований) и
выполнение их с помощью взрослых.
Обучение действиям без предметов (сожми-разожми кулак) и с
предметами (сжать-разжать губку или резиновый мяч),
укрепляющими мышцы рук.
Обучение тонкомоторным действиям с прищепками (закрепление
прищепок на краях картонной коробки), укрепление мышц пальцев
рук.
Обучение соотнесению слова с соответствующим ему действием
(дай, на, иди, стой, нельзя и др.).
Планируемые результаты: Правильно произносит звуки русского
языка; исследует предметы разнообразными способами: рассматривает
предмет в руке, перекладывает предмет из одной руки в другую; налажен
контакт глаза в глаза; соотносит знакомый объемный предмет с его
плоским изображением.
4. Художественно
Задачи:
•
•
•
•
-
эстетическое
развитие
развивать художественно – творческие способности.
обучение ребенка брать предметы двумя и тремя пальцами, вращать
предметы, стимулирование двуручной деятельности, использование
карандаша, фломастера, мелков, красок, ножниц и др.;
создание условий для рисования на вертикальной и горизонтальной
поверхности простых предметов и композиций;
использование
различных
изобразительных
средств
и
приспособлений;
•
создание простых рисунков и поделок по образцу (схемам),
словесной инструкции, предварительному замыслу, передачу в
работах основных свойств и отношений предметов;
возможность ориентироваться в пространстве листа бумаги,
правильно располагать предмет на листе;
самостоятельную подготовку рабочего место к выполнению задания;
участие в создании коллективных работ;
формирование эмоциональной реакции на красивые сочетания
цветов, оригинальные изображения.
•
•
•
•
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Использовать: детские песенки, сказки, стихи содержанием
которых предусмотрено изменение голоса взрослого, его
мимики («Мишка- косолапый», «Серенькая кошечка», «Дудочка» и
др.)
Развивать путем многократных и длительных повторений
слуховое представление - учить прислушиваться к невидимым
игрушкам, предметам.
Учить различать и ориентироваться на интонацию: кроткую и
суровую, вопросительную и побудительную, а также интонацию
запрета и поощрения. Корректировать повышенную реакцию
ребенка на слуховые раздражители.
Знакомство с цветами радуги.
Обучать навыкам рисования по показу взрослого: проводить
линии пальцем (пальцами) рук по муке, насыпанной на разделочной
доске (подставке, тарелке), рисовать толстым фломастером.
Выкладывание прямого ряда из мозаики одного, затем разного цвета.
Выкладывание “чередующегося ряда” через один элемент: синий красный - синий и т. д. на усложнение.
Постройки из детских наборов строительного материала.
Выполнение аппликаций по замыслу ребенка
Работа с пластилином, глиной, соленым тестом
Планируемые результаты:
ребенок способен заинтересоваться
определенными видами деятельности, наблюдает за процессом лепки и
рисования; способен совершать простые действия с материалами (например,
берет в руки тесто и манипулирует с ним). Способен повторять
определенные движения (возможно, с помощью взрослого): оставляет следы
от краски на бумаге, рисует линии фломастером, краской, размазывает
пластилин, участвует в совместном рисовании со взрослым.
5.Физическое развитие
Задачи:
•
воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных
видах деятельности;
•
развивать общую моторику;
•
развивать восприятия собственного тела, его положения в
пространстве («схема тела»), общей координации движений,
ловкости, гибкости и силы прыжка, удерживания равновесия,
умения балансировать, владения телом, умения действовать по
инструкции взрослого;
•
развивать мелкую моторику, скоординированности движений руки
и речевой моторики;
•
развивать стремления участвовать в совместных с другими детьми
спортивных играх и подвижных играх с правилами;
•
развивать функции элементарного самоконтроля и саморегуляции
при выполнении физических упражнений;
1.
Продолжать закаливание организма с целью укрепления сердечнососудистой и нервной систем, улучшения деятельности органов
дыхания, обмена веществ в организме.
2.
Продолжать формировать правильную осанку, проводить
профилактику плоскостопия.
3.
Ежедневно использовать такие формы работы, как утренняя
гимнастика, физкультминутки, подвижные игры, прогулки,
физические упражнения, спортивные игры на прогулке с
использованием спортивного оборудования.
4.
Совершенствовать навыки самообслуживания, умения следить за
состоянием одежды, прически, чистотой рук и ногтей.
5.
Закрепить умение быстро одеваться и раздевать, самостоятельно
застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать
шнурки, аккуратно складывать одежду.
6.
Расширять представления о строении организма человека и его
функционировании.
7.
Продолжать работу по воспитанию культуры еды.
8.
Расширять представления о здоровом образе жизни и факторах,
разрушающих здоровье человека. Формировать потребность в
здоровом образе жизни.
Планируемые результаты: Владеет основными видами движения:
умеет подкидывать и ловить мяч; ходить по гимнастической скамейке без
помощи взрослого; ползать на четвереньках по гимнастической скамейке;
прыгать на двух ногах. Умеет выполнять общеразвивающие упражнения.
2.1.2. Работа с родителями.
Родителям ребенка
ежемесячно
выдаются памятки, буклеты
и рекомендации. Также проводятся различные мероприятия:
•
консультации;
•
индивидуальные беседы;
•
тренинги.
Родители должны быть твердо нацелены на результат и на успех,
проявлять
терпение:
ребенку необходимо создать психоэмоциональный комфорт, чувство
уверенность и безопасности. И только после этого можно приступать к
обучению - при занятиях с ребенком следует правильно ставить цели и все
решать постепенно. Сначала ребенку нужно избавиться от страхов,
научиться справляться со вспышками агрессии, подключайте ребенка к
общественным делам и занятиям - родителю нужно понять, что их
ребенку тяжело жить в этом мире и научиться его понимать, причем
постоянно комментируя словами то, что он делает. Называйте вслух те
предметы, которые он трогает, дайте ребенку подержаться за предмет,
таким образом вы будете развивать сенсорное развитие – зрение, осязание.
Дети с аутизмом требует многократного повторения названия предметов,
его описания и назначения.
Такой метод расширяет внутренний мир ребенка и подталкивает ребенка к
выражению своих эмоций;
вовлекайте ребенка в совместную деятельность с помощью игр,
например, лото, домино, мозаика, пазлы;
когда ребенок очень занят каким-то предметом, игрушкой или
действием, начинайте комментировать, но «пропустите» какое-то название
и это будет провоцировать ребенка произнести нужное слово;
во время игр с предметами, создавайте смысл игры. Например, при
игре с кубиками, стройте поезд, дом, из бумаги можете сделать салют;
играйте не в сюжетно-ролевые игры, которых боятся дети-аутисты, а в
игры, где есть четко установленные правила. Повторять такую игру нужно
много раз и сопровождать это своими комментариями. Ребенок запомнит
правила и игра станет для него неким ритуалом, ведь дети с аутизмом
любят строго определенную последовательность и правила;
аутисты не понимают мимики, поэтому их нужно этому учить.
Включайте ребенку мультфильмы, где у героев понятная и выразительная
мимика. Пусть ребенок учится угадывать мимику, используйте стоп-кадр,
пусть ребенок увлечется процессом, тогда вы сможете поиграть в игру
вместе и без мультфильма. Угадывайте настроение по выражению лица
другу друг;
старайтесь приобщать ребенка к театральным представлениям.
Сначала ребенок будет отказываться, причем с бурным сопротивлением, но
при постоянной настойчивости ребенок подчинится вам. Не забудьте
поощрить своего малыша; - для того, чтобы ребенок понимал, что такое
хорошо и плохо, начните читать сказки и комментируйте действия, почем
это плохо или хорошо. Потом предлагайте ребенку поиграть и придумать
истории самому. В ход игры задействуйте куклы или другие игрушки.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Методы и формы взаимодействия с воспитанником:
- Наглядный метод, обеспечивающий яркость чувственного восприятия и
двигательных ощущений, необходимых для возникновения у воспитанника
наиболее полного и конкретного представления об окружающем мире,
активизирующий развитие его сенсорных способностей;
- Словесный метод, обращенный к сознанию воспитанника, помогающий
осмысливанию поставленной перед ним задачи и в связи с этим
сознательному осмыслению материала, играющий большую роль в усвоении
знаний об окружающем мире, самостоятельном их применении в различных
ситуациях;
- Практический метод, связанный с практической деятельностью
воспитанника, обеспечивающий расширению кругозора ребенка посредством
выполнения упражнений, заданий. Все это содействует лучшему освоению
знаний, умений и навыков, развитию речи;
- Игровой метод, эмоционально – эффективный в работе с воспитанником,
учитывающий элементы наглядно-образного и наглядно действенного
мышления. В процессе игровых действий у воспитанника формируются
морально-волевые
качества,
развиваются
познавательные
силы,
приобретается опыт поведения и ориентировки в условиях действия
коллектива.
На индивидуальных занятиях используются следующие формы работы:
- дидактические игры;
- рассказ взрослого и ребенка;
- беседа;
- физкультминутка.
3.2 Материально-техническое оснащение
№ Наименование
п/п
Назначение
Особенности
Дополнение
педагогами
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Доска маркерная. Демонстрация Расположение на
наглядного
уровне
глаз
материала.
воспитанника.
Рисование
схем, знаков и
др.
2. Доска магнитная. Демонстрация Расположение на
наглядного
уровне
глаз
материала.
воспитанника.
Игры с
магнитными
фигурами.
КАРТИНЫ И ПЛАКАТЫ
1. Предметные - по Размер: разный Яркое и чёткое Материал
познавательному (от А-1 до А-8). изображение.
пополняется в
развитию
Соответствие
соответствии с
(окружающий
возрасту и
познавательной и
мир),
речевому
индивидуальным игровой
развитию.
возможностям деятельностью.
воспитанника.
2. Сюжетные - по
Размер: разный Яркое и чёткое Материал
познавательному (от А-1 до А-8). изображение.
пополняется в
развитию
Соответствие
соответствии с
(окружающий
возрасту
познавательной и
мир), социальновоспитанника.
игровой
коммуникативному
деятельностью.
развитию.
ИГРУШКИ И ПОСОБИЯ
1. Наборы игрушек игрушки
Из
разных
по данным темам. разных видов; материалов.
игры-шнуровки Реалистичные.
Соответствие
возрасту
воспитанника.
2. Предметы
по - картинки и Соответствие
основным темам
муляжи
по возрасту
темам
воспитанника.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И
СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ
1. Раздаточный
Выкладывание Разные по цвету Карточки-схемы для
материал
предметов
и форме.
образца.
2. Тактильные
Сравнение на Разные по
предметы
ощупь,
материалу
обведение по изготовления,
контуру.
цвету, форме,
определенного
размера
3. Шнуровки и
Игры на
Разные по цвету Карточки-схемы для
наборы верёвочек шнурование.
и фактуре.
образца.
Выкладывание
геометрических
фигур – круг и
квадрат.
4. Прищепки
Изготовление Разные по цвету Карточки-схемы для
предметных
и размеру.
образца.
изображений.
5. Контейнер с
Игры на
Наполнение:
кинетическим
нахождение и цветные
песком
называние
крышки,
предметов.
объемные
геометрические
формы
6. Дидактические и Развитие
Мозаики,
В том числе и
развивающие игры мелкой
настольносделанные руками
моторики
дидактические педагогов.
игры, трафареты
7. Приложение
к Методические
В том числе и
играм.
рекомендации
сделанные
руками
проведения
педагогов.
игр.
Центры:
Место
Центр
сенсомоторны
х игр
Материалы, оборудование
Мозаики, вкладыши, сборные
фигурные игрушки, (грибочки,
бочонки, клоуны, и т.д.)
пирамидки,
башенки,
бирюльки, бусы крупные,
Применение, использование
Освоение
операций
вкладывания,
наложения,
соединения частей в целое,
воссоздание
образца
по
заданной картинке; развитие
Книжный
Центр
средние,
мелкие,
всевозможное лото и другие
настольно-печатные
игры,
доступные
возможностям
детей.
Нетрадиционный
материал:
закрытые емкости с прорезями
для заполнения различными
мелкими
и
крупными
предметами и др.
Детские книги, предметные и
сюжетные картинки, журналы.
Книжки-малютки,
разные
виды театра.
Строительный Крупный легкий строительный
центр
конструктор.
Средний
и
мелкий
строительный конструктор.
Нетрадиционный
материал:
пластмассовые банки из-под
продуктов средней величины,
картонные коробки и др.
Небольшие
игрушки
для
обыгрывания построек.
Транспорт мелкий, средний,
крупный.
Центр
Толстые восковые мелки,
продуктивной цветной
мел,
гуашь,
деятельности пластилин.
Цветная и белая бумага,
обследовательских действий,
наблюдения,
тонкой
моторики и пр.
Рассматривание
(концентрация
внимания)
вместе со взрослым (от
целостного восприятия к
поэтапному), рассказывание
(умение слушать,) навыки
обращения
с
книгой,
стимуляция
«чтения»,
умение
переворачивать
страницы
(картонной
книжки,
бумажные
страницы).
Литература
психологопедагогического характера,
периодические журналы о
детстве
для
повышения
осведомленности родителей в
каком-либо
вопросе
по
развитию ребенка
Построение
деятельности
конструктивного характера:
осуществление перехода от
простого
предметного
манипулирования (наложение
друг на друга, выкладывание
дорожки и др.) к работе
сначала
с
предметнозаданным образцом (построй
такой же)
Развитие мелкой моторики —
стимуляция
двигательной
деятельности,
которая
обуславливается
картон, обои.
Приспособления
для
изобразительной
деятельности: кисти (от №6),
палочки,
стеки,
печатки,
клише.
Музыкальный Инструменты: металлофон или
центр
ксилофон, дудочки, барабан.
Различные
«звучащие»
коробочки.
Баночки,
погремушки, материалы, из
дающие характерный звук
(пергамент,
конфетные
обертки и пр.)
Ноутбук, колонки
3.
Центр
Детская
мебель,
ролевой игры принадлежности, различные
заместители, отображающие
быт взрослых
Комната
Кухонный
встроенный
оккупационал гарнитур, обеденная зона с
ьной терапии мягким уголком, кастрюля,
чайник электрический, чайник
заварочный, сервиз чайный,
скоординированной работой
мелких мышц руки и глаза;
развитие
способности
распознавать цвета и формы,
формирование эстетического
удовольствия,
ощущения
психологического комфорта,
самоощущения
общественного
значения,
способности делать «свой
продукт»
Развитие
слуховых
анализаторов с помощью
расширения
диапазона
средств, издающих звуки:
различение мелодии, звука по
высоте, тембру, долготе.
(заяц скачет, мишка идет).
Шуршание,
бренчание,
шипение, скрежет и др.
Прослушивание
коротких
музыкальных и «шумовых»
немузыкальных
произведений,
подпевание,
танцы – развитие чувства
ритма, скоординированность
движений, умение слушать,
слышать
Формирование
ролевых
действий,
стимуляция
сюжетноотобразительнойигры:
расширение
ролевого
диапазона и соединение в ряд
последовательных
взаимосвязанных действий,
становление
и
развитие
договорной
культуры
(общение с партнером по
игре)
Формирование культурногигиенических
навыков
самообслуживания
- самообслуживание или уход
за собой. На занятиях дети
набор кухонных предметов,
детская столовая мебель, д.
гладильная
доска,
утюг,
платяной шкаф, бизиборд,
зеркало настенное, предметы
по уходу за волосами, игры на
развитие мелкой моторики
пальцев рук.
обучаются
элементарным
навыкам
хозяйственнобытового труда, санитарногигиеническим навыкам и
навыкам самообслуживания;
- трудовая деятельность.
Практические
занятия
направлены на формирование
у
детей
стандартных
компонентов
трудовой
деятельности;
- проведение досуга и отдыха.
Занятия
способствуют
развитию
двигательной
активности, сенсомоторных
функций,
тактильных
ощущений, крупной и мелкой
моторики,
познавательной
сферы.
3.3. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и
воспитания
Адаптированная образовательная программа для детей 6-7 (8) лет с РАС
Обязательная часть:
Социально - коммуникативная область
№ Автор
Название
1
2
3
4
Веракса Н.Е,
Комплексно - тематическое
Комарова. Т.С планирование по программе
Васильева. М.А «От рождения до школы»
подготовительная группа.
Веракса Н.Е,
Комплексные занятия по
Т.С. Комарова, программе «От рождения до
М.А.
школы» (подготовительная
Васильева.
группа).
Веракса Н.Е.,.
Программа дошкольного
Комарова Т.С
образования «От рождения
Васильева М.А до школы»
Комарова Т.С,.
Павлова Л.Ю
Трудовое воспитание в
детском саду.
Тимофеева
Планирование
образовательной
5
Год
издания
Количеств
о
1
2011
2015
1
1
2015
2009
1
2012
Л.Л.
деятельности с
дошкольниками в режиме дня
(подготовительная группа)
6 Буре Р.С
Социально-нравственное
воспитание дошкольников
7 Новикова И.М Формирование
представлений о здоровом
образе жизни у
дошкольников
8 Петрова В.И
Этические беседы с
Стульник Т.Д
дошкольниками
Познавательное развитие
9
Занятия по ознакомлению с
Дыбина О.В
окружающим миром (в
подготовительной группе).
10 Павлова Л.Ю
Сборник дидактических игр
по ознакомлению с
окружающим миром.
11 Веракса Н.Е
Проектная деятельность
дошкольников.
12 Крашениннико Развитие познавательных
в Е.Е
способностей дошкольников.
13 Веракса Н.Е
ПознавательноГалимов О.Р
исследовательская
деятельность дошкольников.
14 Помораева,
Формирование элементарных
В.А.
математических
Позина О.А
представлений в детском
саду (планы).
15 Поварницина
Финансовая грамотность
Г.П
дошкольника (программа
Киселева Ю.А кружка).
Речевое развитие
16 Гербова. В.В.
Развитие речи в детском саду
(2-7 лет) программа.
17 Гербова. В.В.
Развитие речи в детском саду
(подготовительная группа).
18 Шишкина В
19 Томилова. С.Д.
20 Варенцова Н.С
21 Лыкова И.А
Хрестоматия для чтения в
детском саду и дома
Полная хрестоматия для
дошкольников.
Обучение дошкольников
грамоте
Изобразительная
2015
1
2010
1
2015
1
1
2014
2015
1
2015
1
2015
1
2012
1
2012
1
2015
1
2010
1
2014
1
2018
1
1
2013
2012
1
2008
1
деятельность в детском саду
подготовительная группа
22 Степаненкова
Физическое воспитание в
2009
1
Э.Я.
детском саду (программа).
23 Степаненкова
Сборник подвижных игр для 2012
1
Э.Я.
детей 2-7 лет
24 Гаврилова В.В. Занимательная физкультура
2012
1
для детей 4-7 лет (планы,
конспекты)
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Е. В.
Региональная программа
2000
1
Гончарова.
экологического образования
дошкольников: Экология для
малышей.
3.3. Режим дня
Ежедневная организация жизни и деятельности детей 4-5 лет (средний
дошкольный возраст) холодный (образовательный) период
(сентябрь – май)
Время
Вид деятельности
7.30-8.22
Прием, осмотр, самостоятельная деятельность, игры,
общение (игровая, коммуникативная деятельность)
8.22-8.30
Утренняя гимнастика (двигательная деятельность)
8.30-8.45
Подготовка к завтраку, завтрак (самообслуживание и
элементы бытового труда)
8.45-9.00
Самостоятельная деятельность, игры, общение
(игровая, коммуникативная деятельность,
конструирование)
9.00-9.50
Непосредственно образовательная деятельность
9.50-9.55
Самостоятельная деятельность, игры, общение
(игровая, коммуникативная деятельность, восприятие
художественной литературы и фольклора)
9.55-10.05
Второй завтрак (самообслуживание и элементы
бытового труда)
10.05-11.30
Подготовка к прогулке, прогулка (игровая,
познавательно-исследовательская, коммуникативная,
двигательная деятельность)
11.30-11.40
Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры
(самообслуживание и элементы бытового труда)
11.40-12.05
Подготовка к обеду, обед (самообслуживание и
элементы бытового труда)
12.05-12.15
12.15-15.00
15.00-15.15
15.15-15.30
15.30-15.40
15.40-16.00
16.00-17.40
17.40-17.50
17.50-18.10
18.10-19.30
Подготовка ко сну, туалет (самообслуживание и
элементы бытового труда)
Дневной сон
Постепенный подъем, гимнастика после сна
(самообслуживание и элементы бытового труда,
двигательная деятельность)
Полдник (самообслуживание и элементы бытового
труда)
Самостоятельная деятельность, игры, общение
(игровая, коммуникативная деятельность)
Непосредственно образовательная деятельность,
индивидуальная работа
Подготовка к прогулке, прогулка (самообслуживание
и элементы бытового труда, игровая, познавательноисследовательская, коммуникативная, двигательная
деятельность)
Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры
(самообслуживание и элементы бытового труда)
Подготовка к ужину, ужин (самообслуживание и
элементы бытового труда)
Игры, самостоятельная деятельность, уход детей
домой (игровая, коммуникативная деятельность,
конструирование)
3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
Перечень
событий,
праздников,
мероприятий
сложившимися традициями в группе «Радуга»
являющихся
- Праздники: Осенний праздник, День народного единства, День
Матери, Новый год, День защитника Отечества, Международный женский
день, День Победы.
- Тематические праздники и развлечения.
- Театрализованные представления: Постановка театральных спектаклей,
детских опер, музыкальных и ритмических пьес. Инсценирование русских
народных сказок, песен, литературных произведений;
- Концерты.
3.5.Особенности организации развивающей предметнопространственной среды.
Развивающая предметно-пространственная среда создана в группе в
соответствии с требованиям ФГОС ДО и санитарно-эпидемиологическим
требованиям и обеспечивает реализацию Программы,
учитывает
особенности своей образовательной деятельности, социокультурные,
экономические и другие условия, возможности и потребности участников
образовательной деятельности (детей и их семей, педагогов и других
сотрудников учреждения и пр.).
Организация развивающей предметно-пространственной среды.
Наименование
«Центра активности»
Игровой
Книжный
Уголок ряженья
Музыкальный
Театральный
Спортивный
Центр экспериментирования
Центр развивающих игр /занимательной
математики
Центр изобразительной деятельности
Оснащение «Центров активности» меняется в
тематическим планированием образовательного процесса.
Наличие
+
+
+
+
+
+
+
+
+
соответствии
с
Приложение №1
Индивидуальная карта развития обучающегося с РАС
ФИ ребенка: _______________________
Группа: ___________________________________________________
Цель: дифференцированная оценка степени тяжести аффективных и интеллектуальных
нарушений у ребенка с РАС.
Метод: наблюдение.
Диапазон оценок — от 0 до 4 баллов:
0 баллов — функция отсутствует;
1 балл — слабо выражена;
2 балла — выражена, но с искажением;
3 балла — четко проявляется, но наблюдаются некоторые проблемы;
4 балла — четко проявляется, без дополнительных проблем.
Заполняет учитель-логопед/дефектолог
Параметры наблюдений, навыки и умения
Год
Представления о себе
1
н.г.
к.г.
2
н.г.
к.г.
3
н.г.
к.г.
Представление о себе
Знания других людей, которые окружают ребенка
Вступление во взаимоотношение с другими людьми
Навыки самообслуживания
Знания предметов окружающего мира
Параметры наблюдений, навыки и умения
Сенсорное развитие и формирование элементарных
математических представлений
Зрительное восприятие предметов
Знание объемных форм:
- шар
- куб
Знание геометрических фигур:
- круг
- квадрат
- треугольник
- овал
- прямоугольник
Год
1
н.г.
к.г.
2
н.г.
к.г.
3
н.г.
к.г.
Восприятие неречевых звуков
Восприятие речевых звуков
Понимание жестов и невербальных знаков
Понимание обращенной речи
Понимание речевой интонации
Наличие собственной речи
Понятие мужское, женское
Понятие предмет, действие
Использование в речи невербальных средств общения
Звукопроизношение
Активный словарь
Фразовая речь
Шаблонная речь
Заполняет воспитатель совместно с психологом/дефектологом
Цвет предметов:
- красный
- желтый
- зеленый
- синий
- черный
- белый
- оттенки
Величина предметов:
- большой – маленький
- высокий – низкий
- длинный – короткий
- широкий – узкий
- толстый – тонкий
Тактильные ощущения:
- мягкий – твердый
- холодное – горячее
- гладкое – колючее
- мокрое – сухое
Сформированность временных образов:
- времена года
- части суток
- дни недели
- прошлое, настоящее, будущее во времени
Выделение предметов из множества
Восприятие количества – ни одного, один, много
Сравнение предметов – больше, меньше, столько же
Числа от 1 до 10
Состав чисел
Умение сравнивать числа и выражения
Вычислительные навыки
Предметно-практическая деятельность
Деятельность с разборными предметами
Элементарное конструирование
Работа с мозаикой
Дидактические игры
Лепка
Работа с бумагой
Работа с ножницами
Знание букв
Пересказ услышанного текста
Звуко-буквенный анализ слов
Зрительно-двигательная координация
Рисование прямых и волнистых линий
Закрашивание
Ориентировка в пространстве относительно себя и на
плоскости стола
Умеет узнавать изученные объекты и явления живой и
неживой природы
Описывает на основе предложенного плана изученные
объекты и явления живой и неживой природы,
выделять их существенные признаки с помощью
взрослого
Понимает необходимость ведения здорового образа
жизни, соблюдает правила безопасного поведения
Выбрать нужное «+»
Год
Параметры наблюдений, навыки и умения
1
н.г.
Эмоцинально-поведенческие особенности
к.г.
2
н.г.
к.г.
3
н.г.
к.г.
Контакт
- Контакт полностью отсутствует
- Контакт возможен при глубокой заинтересованности
ребенка (например, чтобы получить игрушку, ребенок
берет психолога за руку)
- Контакт избирательный и неустойчивый (например,
ребенок вступает в контакт только в присутствии
матери; уходит от контакта, когда его о чем-то просят)
- Контакт возможен, но его интенсивность и
длительность зависят от настроения и состояния
ребенка
- Четко проявляется, без дополнительных проблем.
Активность
- Отсутствует интерес к занятию. Стереотипии,
погруженность в себя
- Избирательная активность (например/увидев
«любимые игрушки», ребенок проявляет активность,
стереотипно с ними манипулирует)
- Демонстрирует интерес к беседе родителей с
психологом. Проявляет интерес к игрушкам,
манипулирует с ними, но быстро пресыщается,
переключается на другие задания
- Проявляет интерес к занятию, но тревожен, напряжен,
чувствителен к тону, вопросу
- Четко проявляется, без дополнительных проблем.
Эмоциональный тонус и эмоциональные проявления
- Недифференцированное отношение к различным
ситуациям. Неадекватные эмоции: стойкий негативизм,
эффективность, лабильность и пр. Возможны
аутоагресивные реакции
- Избирательное отношение к ситуации, но с
выраженным проявлением негативизма, аффективные
реакции при изменении ситуации
- Напряженность в процессе общения и деятельности,
страхи, возможны бурные аффективные проявления
при неудовлетворении потребности
- Осторожность, повышенная тормозимость или,
наоборот, повышенная расторможенность,
возбудимость. При неудачах может проявлять
обидчивость, эффективность
- Четко проявляется, без дополнительных проблем.
Поведение
- Преимущественно полевое поведение без признаков
критичности
- Частое проявление эффективности
(немотивированные крики, двигательное
беспокойство). На замечание не реагирует
- На замечание реагирует, но проявляет
напряженность, страх, двигательное беспокойство
- Чувствителен к оценкам и мнениям окружающих.
Напрягается при замечаниях. На поощрение реагирует
без выраженных эмоциональных проявлений
- Четко проявляется, без дополнительных проблем.
Особенности работоспособности
Динамика продуктивности ребенка в процессе занятий
- Отсутствует. Ребенок может быть сосредоточен на
каком-то аффективно значимом действии (например,
раскачивании,
прыжках,
постукиваниях).
Или,
наоборот, проявляет импульсивность, несдержанность,
нецеленаправленно хватает предметы
- Неупорядоченная, хаотичная деятельность в процессе
занятий. Недлительное сосредоточение на инструкции
психолога
- Замедленный или, наоборот, излишне ускоренный
темп при выполнении отдельных заданий
- Вначале занятий темп может быть замедленный, но
постепенно увеличивается. Или, наоборот, вначале
наблюдается ускоренный темп, который к концу цикла
занятий нормализуется
- Четко проявляется, без дополнительных проблем.
Переключаемость и устойчивость внимания
- Слабая. Склонность к застреванию при выполнении
аффективнозначимых заданий
- Наблюдается склонность к застреванию на
предыдущих действиях, но способен к переключению
внимания при значимом задании
- Способен к переключению, но наблюдается
застревание на предыдущих действиях
- Выраженных признаков инерции не прослеживается
Особенности познавательной деятельности Ориентировочная
деятельность
- Выраженная псевдоактивность при полном
отсутствии осмысленного анализа объекта. Сниженная
активность при поиске объекта
- Ослабленная направленность на объекты,
примитивные, стереотипные манипуляции с игрушками
с использованием обнюхивания, облизывания,
подкидывания и других действий
- Проявляет интерес к объектам, предварительно
разглядывает их, но направленность поиска
недостаточна
- Активные целенаправленные манипуляции с
предметами
- Четко проявляется, без дополнительных проблем.
Речевая деятельность. Экспрессивная речь
- Полное отсутствие внешней речи. На высоте аффекта
произносит звукосочетания, редкие слова или фразы
- Имеется набор коротких стереотипных фраз.
Наблюдаются эхолалии. Не пересказывает даже
короткий текст. Отсутствуют развернутые фразы
- Развернутая речь, но практически недоступен диалог
- Развернутая речь, встречаются речевые штампы,
голос маловыразительный. Могут наблюдаться
эхолалии
- Четко проявляется, без дополнительных проблем.
Целенаправленные действия
- Отсутствуют
- Слабо реагирует на инструкцию. Уходит от задания,
но может вернуться и повторить действие
- Реагирует на инструкцию, но может заниматься
другими предметами, которые аффективно значимы,
или повторять аффективно значимые фразы и лова
(например, «пожар»,«горшок» и пр.), что снижает
эффективность целенаправленных действий
- Действия целенаправленны. Может проявлять
тревожность, страхи, что отражается на темпе
выполнения заданий
- Четко проявляется, без дополнительных проблем.